Создание условий для надлежащей подготовки; конкретные критерии для автономии созерцательных общин; принадлежность монастырей к единой федерации: вот некоторые пункты новой апостольской конституции Dei Vultum Quaerere — «Поиски лика Божия», подписанной Папой Франциском и посвящённой жизни женских монашеских созерцательных общин. Документ указывает 12 тем для общих размышлений о посвящённой Богу жизни и завершается 14 распорядительными статьями. Краткий обзор документа подготовила русская редакция Радио Ватикана.
Быть «маяками и факелами», которые направляют и сопровождают путь человечества: именно такую задачу Папа Франциск ставит перед монахинями общин созерцательной жизни. В мире, который даже бессознательно ищет Бога, монашествующие никогда не должны останавливаться в своих поисках Бога, неся Евангелие в современный мир. Папа призывает монахинь-затворниц всегда побеждать «соблазн, который приводит к апатии, рутине, к демотивации, к парализующей лени».
Далее Святейший Отец приглашает поразмышлять на двенадцатью темами посвящённой Богу жизни. Во-первых, это подготовка, которая «требует постоянного обращения к Богу» и соответствующего времени, от девяти до двенадцати лет. Монастыри должны «уделять большое внимание распознаванию призвания и духовности, — призывает Папа, — не поддаваясь искушению количества или эффективности». Далее идёт молитва, «суть посвящённой жизни»; её следует рассматривать не как «замыкание» монашеской жизни на себе, но как возможность «расширить сердце, чтобы охватить всё человечество», особенно страдающих.
Кроме того, центральное место также занимает Слово Божие: излагаемое в Lectio Divina, оно должно пронизывать весь день каждой монахини и всей общины, чтобы затем превратиться в actio, «дар для других в милосердии». Апостольская конституция напоминает затем о важности Святых Таинств Евхаристии и Примирения, предлагая «продлевать богослужения евхаристическими поклонениями» и жить практикой покаяния, как «привилегированной возможностью созерцать милостивый лик Отца». Таким образом монахини могут послужить делу «примирения, прощения и мира», в которых «особо нуждается» сегодняшний мир.
Пятой темой, указанной в документе, является общинная жизнь, которая представляет собой всё более необходимое свидетельство «в обществе, отмеченном раздорами и неравенством». «Вполне возможно и прекрасно жить вместе несмотря на различия поколений, образования и культуры», потому что «единство и общность не означает единообразия».
Шестая тема касается автономии монастырей: несмотря на то, что единство и созерцательная жизнь общины способствуют стабильности, автономия «не должна означать независимости или изоляции», — пишет Святейший Отец, призывая монахинь-затворниц не заболеть «самодостаточностью».
Седьмая тема тесно связана с предыдущей; в ней Папа напоминает о важности федераций как «структур общения между монастырями, разделяющими одну и ту же харизму». Федерации содействуют созерцательной жизни, помогают в подготовке и в конкретных потребностях монастырей, поэтому «следует умножать число федераций и оказывать им помощь».
Восьмая тема связана с затворничеством, «знаком исключительного союза невесты-Церкви со своим Господом».
Далее Папа Франциск подчеркивает важность работы, которую должны совершать монахини-затворницы «с преданностью и верностью, не поддаваясь влиянию ментальности эффективности и активизма современной культуры». Таким образом труд следует понимать как «служение человечеству и солидарность с бедными». И далее: молчание следует понимать как «слушание и беспрестанное размышление над Словом», «опустошением себя, чтобы освободить место для принятия другого»; это молчание «наполнено милосердной любовью», которая «слушает Бога и вопль человечества».
Осознавая изменения в обществе и в «цифровой культуре», которые «оказывают решающее влияние на формирование мышления и на способ общения с миром», в качестве одиннадцатой темы Святейший Отец предлагает размышления о СМИ. Папа называет их «полезными инструментами для обучения и общения» и призывает монахинь-затворниц к «благоразумной проницательности», дабы эти средства не стали поводом для «рассеивания или бегства от общинной жизни, ущербом для призвания или препятствием на пути к созерцанию».
Последняя тема новой апостольской конституции касается аскезы: «красноречивого знака верности» в глобализованном мире, лишенном корней, яркого примера для «человечества, отмеченного и раздираемого множеством разделений». Аскетизм — это не бегство от мира «из-за страха», — подчёркивает Папа Франциск, — потому что монахини «продолжают оставаться в мире, не будучи в мире». Ходатайствуя «постоянно о человечестве» перед Господом, слушая крики «жертв культуры отбора», монахини-затворницы да будут «лестницей», по которой Бог идёт навстречу человеку, а человек поднимается к Богу.
Заключительный раздел нового документа делится на 14 статей, которые, фактически, определяют в юридических терминах то, что было сказано ранее Папой. В частности, III статья гласит, что «необходимо полностью избегать набора кандидатов из других стран с единственной целью обеспечить выживание монастыря».
В VIII статье перечислены требования, необходимые для правовой автономии монашеской общины, в том числе подготовительного потенциала, управления, а также действенного участия в жизни поместной Церкви. В случае, если эти требования не будут выполнены, Конгрегация институтов посвящённой Богу жизни обязывается «рассмотреть вопрос о создании специального комитета» для «возрождения монастыря или для его закрытия».
В IX статье подчёркивается, что «изначально все монастыри должны быть частью федерации». Если же монастырь не может в неё вступить, настаивает конституция, то следует испросить разрешения от Святейшего Престола, которому надлежит тщательно изучить каждый отдельный случай. Наконец, XIV статья постановляет, что Конгрегация институтов посвящённой Богу жизни должна издавать руководства, утверждённые Святейшим Престолом, согласно харизмам различных монашеских общин.
Источник: Русская редакция Радио Ватикана
Фото: agensir.it