Младший секретарь CIVCSVA
Бенедикт XVI, обращаясь к членам институтов посвященной жизни, утверждал следующее: «В год веры вы, те, кто принял призвание более близко следовать за Христом через исповедание евангельских советов, призваны еще больше углубить связь с Богом. Евангельские советы, принимаемые в качестве настоящего правила жизни, укрепляют веру, надежду и любовь, соединяющие с Богом»[1].
1. Икона (образ) жизни
А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия (Гал 2,20)
Для погружения в тему, мы хотели бы кратко остановиться на предложенном в Послании к Галатам свидетельстве святого Павла о том, как вера изменила его жизнь. Встреча со Христом радикально изменила его существование, настолько, что он мог утверждать: «Уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал 2,20).
Опыт, засвидетельствованный Апостолом народов, представляет собой радикальное выражение крещальной жизни: Христос живет во мне, а я – в Нем, Он меня настиг и сделал частицей Своего Тела, то есть, Церкви. Лик Христа предстает как истинный лик Павла. Он по-настоящему стал самим собой именно потому что в его жизни теперь доминирует присутствие Христово.
Апостол Павел также указывает на динамическое начало столь радикально трансформации: вера! «А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия». Он не бежит от собственного существования, он проживает повседневную жизнь – в теле – новым образом, в форме веры, в центре которой – признание Иисуса Христа, Сына Божия, возлюбившего нас и отдавшего Себя за нас. Павел осознает, что вера в Сына Божия – начало, навсегда перевернувшее его существование, сообщив тому новую форму.
Подобная трансформация хорошо проявилась в истории Церкви в качестве радикального следования за Христом по пути евангельских советов. Любой человек, призванный последовать за Христом, в вере распознает, в чем воплощается его путь призвания. Целомудрие, бедность и послушание выражают «в теле» посвященных мужчин и женщин «веру в Сына Божия».
Действительно, как впечатляюще напомнил Бенедикт XVI в Motu ptoprio, где объявил о проведении Года веры: «По вере мужчины и женщины посвящали свою жизнь Христу и оставляли всё, дабы жить в евангельской простоте послушания, бедности и целомудрия – конкретных знаков ожидания Господа, Который придет без промедления» (Porta fidei, 13).
Если и вправду подлинная и живая вера представляет собой фундаментальное условие для следования за Христом и для возвещения Евангелия, значит, Год веры это неизмеримая благодать для всех крещенных и, особенно, для тех, кто призван представлять в собственной жизни черты человеческой природы Господа (ср. Vita Consecrata 1.31).
2. Вера в умершего и воскресшего Христа
Не будь неверующим, но верующим (Ин 20,27)
В Священном Писании, особенно – в Новом Завете, неоднократно повествуется об обретении веры заново и о восстановлении связи с Богом после временного забвения или после горького опыта греха.
Центром христианского откровения представляется встреча учеников с Воскресшим после соблазна креста, из-за которого те разбежались. Встреча с Магдаленой, явления Одиннадцати, пережитое учениками по дороге в Эммаус – все эти эпизоды рассказывают нам о том, как вера начинается заново. В некотором смысле, верующие призваны всегда заново переживать пасхальную тайну и признавать в вере присутствие Воскресшего.
Вспомним, в частности, встречу Фомы с Господом, когда апостолу, сомневавшемуся в свидетельстве прочих учеников, даруется пасхальная вера в распятого и воскресшего Господа: не будь неверующим, но верующим! Это событие выталкивает ученика из скептического оцепенения и духовного паралича разочарования.
Слова, обращенные к Фоме воскресшим Иисусом, сегодня обращены и к нам, ко всем, кто призван заново обрести глубокие основания собственной веры. Поэтому речь идет не о приспособлении веры под настроения меняющегося мира, а о возвращении к Христу, Победителю над злом и смертью, чтобы тем самым вновь пробудить желание возвещать всем эту ошеломляющую новость.
3. Посвященная Богу жизнь – форма пасхальной веры
Для нас пришло время заново открыть пасхальную веру. Иисус – Сын Божий, ставший одним из нас, в человеческой природе. Он взял на древо креста бремя нашего зла и в послушании Отцу освободил нас от греха. Воскреснув из смерти, Он положил начало новой жизни. Наша вера признает в Иисусе окончательное Слово Бога миру. Посвященная Богу жизнь обретает свое наивысшее богословское основание именно в пасхальной тайне, где рождается новый человек.
Следовательно, традиционный эсхатологический характер, воплощать который призвана посвященная Богу жизнь, не представляет собой бегство от мира или от истории. Это не прерывание нынешней жизни в ожидании утешения в потустороннем. Скорее, это радикальное свидетельство о том, что сокровенно желаемое человеком – не иллюзия и не пустая мечта. Желание быть счастливым, любить и быть всегда любимым, независимо от собственных недостатков и смерти, реализовалось в воскресшем Христе и уже сейчас мы можем приобщиться к этой полноте.
Эсхатологическая направленность, свидетельствовать о которой нас побуждают пасхальная вера и наше призвание, это то, в чем нуждается наш современник, чтобы по-настоящему переживать собственную повседневную жизнь на пике самых искренних желаний, пересекая мир и признавая в Боге живую реалию, сообщающую смысл каждому мгновению существования.
Пасхальная вера, даруемая нам воскресшим Господом, охватывая фундаментальные проблемы свободы и счастья, присущие современной культуре, указывает на гуманизирующее качество Евангелия и следования за Христом.
В этой перспективе мы считаем, что специфическая задача посвященной Богу жизни – показывать, как вера преображает жизнь, делая ее более человечной, заставляя человека освободиться (uscire) и преодолеть себя самого, чтобы войти в жизнь Бога.
Так, призвание к посвященной Богу жизни как к радикальной форме следования за Христом служит мощным свидетельством и о преображающей силе веры. Сама форма жизни тех, кто посвятил себя Богу, прежде чем какие бы то ни было предпринятые действия, «вопиет» о вере во Христа, умершего и воскресшего, как о сердце мира.
Послушание веры и человеческая свобода
Поразмышляем над глубокой связи между жизнью по вере и следованием за Христом по форме евангельских советов.
In primis, о глубинном значении послушания веры (Рим 16,26; ср. Рим 1,5; 2 Кор 10,5-6). Из благодати веры проистекает решение связать собственную жизнь с жизнью Христа, слушать Его Слово, подчиняться Его голосу, искать Его присутствия, куда бы Он ни направился.
Послушание веры, воспринимаемое в жизни посвятивших себя Богу как, собственно, форма жизни, демонстрирует также истинный облик человеческой свободы. Как известно, современная культура часто отказывается от христианства во имя автономии и свободы человеческого субъекта. Такое выделение свободы это, безусловно, ценность, признаваемая христианской верой, в конечном счете, за собственную. Вера по своей природе представляет собой глубоко личностный и свободный акт. Одновременно, законное подтверждение свободы человеческой личности зачастую воспринималось при забвении о том, что бытие личности заключается не в сохранении себя свободной от уз, а в соединении с благом и истиной. В связи с этим, вера знает, что именно истина делает нас свободными (ср. Ин 8,32), та истина, что не заключается в абстрактном понимании, но совпадающая с самой Личностью Иисуса (ср. Ин 14,6), «возлюбившего меня и предавшего Себя за меня» (Гал 2,20).
Подлинная свобода – сыновняя свобода, то есть, свобода того, кто знает, что он любим и всегда желанен Богу.
Столь же важно напоминать о том факте, что послушание возможное благодаря вере, ни в коем случае не остается неопределенным. Следование за Христом и желание исполнять волю Бога не может оставаться беспредметным актом. Как сказано в Инструкции Служение авторитета и послушания, подлинная жизнь в вере умеет признавать «человеческое посредничество» в воле Бога и воспринимать в ней шаги Христа, призывающего следовать за Ним (п. 9).
В итоге, вере присуще не просто верить в существование Бога, но признавать Его любящее присутствие, здесь и сейчас, в человеческой природе Иисуса из Назарета. Он, распятый и воскресший, всегда присутствует в Церкви и в истории, зовя все человечество к свободе.
Вера и евангельская бедность
Вера проявляет многообразные связи с жизнью, прожитой в бедности. С одной стороны, нищета духа и скромная жизнь подготавливают к жизни в вере, признающей за истинное богатство человека приношение Бога Себя самого в дар в Иисусе, и сопутствуют этому. В частности, драматическая история богатого юноши, рассказанная в Евангелии, показывает нам, что он, хотя и узнал в Иисусе Того, что может ответить на главные вопрошания его сердца, прерывает, можно сказать, следование за Ним из-за привязанности к личному имуществу, именно богатством, к сожалению, объясняется отказ от призыва Господа оставить все, чтобы быть с Ним.
С другой стороны, бедность сохраняет и выражает веру в Бога и веру во Христа, принимая экзистенциальную форму странствия, бытия «пришельцами и странниками» (ср. 1 Петр 2,11). Бедный возлагает упование на Господа и отдается Его воле; живя на земле, с верой воспринимает любые житейские обстоятельства, зная, что Господь Своим Проведением направляет развитие личной истории каждого в отдельности и всего человечества в целом.
Бедность – не только умеренность, располагающая к послушанию веры, но и предвосхищение нового обладания всем во Христе, к чему ведет вера.
Nihil habentes omnia possidentes (2 Кор 6,10), так утверждал святой Павел, выражая тем самым объективность того, что упование на Бога уже сейчас приобщает к участию в Господстве Христа, где Он есть центр космоса и истории (Redemptor hominis 1).
Той же природы и обязательство лиц, посвятивших жизнь Богу, поддерживать и быть рядом с теми, чье бедственное положение требует борьбы. Обязательство защищать справедливость и бороться с любыми формами бедности и эксплуатацией в такой перспективе представляются подлинными выражениями жизни в вере, признающей любовь Бога и в силу этого решительно и ответственно сотрудничающей на благо пришествия Царствия, распространяя среди народа благую жизнь по Евангелию.
Целостность веры и плодоносящее девство
Наконец, следование за Христом позволяет нам понять жизненно важную связь веры с целомудрием. Посвященная Богу жизнь обретает в вере пищу, чтобы переживать обязательство безбрачия как знамение плодородия пасхальной тайны.
Вера, побуждающая нас принять призыв следовать за Христом, по своей сути – пасхальная вера, знакомая с переходом от смерти в жизнь и знающая об окончательной победе над злом, благодаря кресту Христа Иисуса. Посвятившие себя Богу воплощают своим выбором образа жизни веру Церкви в плодородность Пасхи. В смерти и в воскресении Христа умирает ветхий человек и рождается человек новый, облечься в которого все мы призваны.
Часто в размышлениях Отцов Церкви встречается мысль о связи девства Церкви-Невесты с целостностью веры (LG 64)[2]. Девство Марии, Церкви и лиц, посвятивших себя Богу, служит выражением безоговорочного, постоянного и целостного принятия пасхальной веры, даруемой Невесте Христом-Женихом. Благодаря именно такой вере Церковь становится плодородной.
Призвание к целомудрию в этой перспективе оказывается выразительным знамением церковной веры, не допускающей упрощений и компромиссов, но сохраняющей в неприкосновенности залог, того, что Христос открыл нам, без остатка даровав Себя нам в дар, и того, что возрастает в нас под действием Святого Духа.
Верить – значит, признавать любовь Бога к нам (ср. 1 Ин 4,16), а любовь по своей природе представляет собой плодородие, рождающий дар. Вера Церкви созерцает в пасхальной тайне супружескую самоотдачу Христа и Церкви, в чем отражается жизнь Бога-Троицы, Который «есть любовь» (1 Ин 4,8); посвященная Богу жизнь призвана, благодаря своему образу жизни, быть эпифанией этой супружеской плодородности, рождающей для вечной жизни.
Поэтому посвященная жизнь обретает в вере свой окончательный корень, выражающийся как мощное и смиренное свидетельство в форме жизни в следовании за Христом, целомудренным, бедным и послушным.
4. Призвание как вера в новое возвещение Евангелия
«И сказали Апостолы Господу: умножь в нас веру» (Лк 17,5)
Знамением нашего времени стал масштабный феномен отхода значительного числа верующих от христианской жизни. В районах древней евангелизации с горечью констатируется неприязнь, порой глубокая, в отношении веры. Вам прекрасно известны плоды многолетнего отсутствия возвещения истин веры и практики христианской жизни на ваших землях.
На всех континентах мы призваны переживать наше следование за Христом в эпоху новой евангелизации. В связи с этим наш долг – взывать к Господу криком Его учеников: умножь в нас веру! Так, чтобы быть в состоянии возвещать ее и убедительным образом свидетельствовать о ней нашему современнику.
Мы живем в эпоху, когда культура явно ознаменована очень глубокими процессами трансформации, во многом уникальными. Процессы глобализации, феномен беспрецедентно массовой миграции, развитие новых средств информации, распространение новых научно-технических открытий меняют горизонт нашего мышления и глубоко отпечатываются на наших культурных кодах.
Западное общество в первую очередь пронизано сложным процессом секуляризации, приобретающим самые разные формы: от понимания ценности веры как частного дела до сведения ее до уровня всего лишь мнения, такого же, как другие, вплоть до разрушения составляющей истинности, присущей любому религиозному опыту.
При этом конец эпохи масштабных идеологий и утопий – чему вы стали непосредственными свидетелями – позволил поднять голову другим религиям и сделал возможным определенное возвращение к священному. Главным образом проявляется требование духовности, значимое и, одновременно, двойственное, нуждающееся во внимательном распознании именно там, где пережито опустошение идентичности человеческого духа и его трансцендентности.
Заново открыть ценность веры нашей эпохе
Если, с одной стороны, важно соразмеряться со сложным процессом современности, безусловно, дающим нам возможность оценить главные человеческие ценности, то, с другой стороны, мы знаем, что нельзя заново открыть веру, упростив или разбавив, в совершенно тщетной надежде сделать веру «приемлемой» для современного человека[3].
Подобная ошибочная перспектива поставила бы под сомнение саму посвященную Богу жизнь в ее собственной природе.
Для нас долгий процесс современности и новые сценарии нашего времени это, в первую очередь, возможность еще глубже открыть способность веры обновлять жизнь и сообщать радикальный смысл существованию, в чем нуждается современный человек.
Именно в условиях головокружительных открытий, совершенных человеком за последние десятилетия, как никогда актуально звучат слова Иисуса в Евангелии: «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» (Мф 16,26).
Безусловно, таковы захватывающие и драматические условия нашего времени: перед нами распахнулись неслыханные возможности познания и развития, с другой же стороны, человек более, чем в прошлом, рискует утратить самого себя, свою жизнь как уникальную и неповторимую ценность, став объектом своих же собственных экспериментов.
Вера в Бога, открывающаяся во Христе, не только не противоречит свободе человека, но лежит в ее основе и требует ее, направляя с помощью благодати к подлинному счастью, о чем мечтает каждый человек.
В этом посвященная Богу жизнь находит решающую возможность быть в нашу эпоху знаком того, что встреча со Христом способна спасти человека, исцелить его, сообщая смысл дням его жизни – и в радости, и в горе – обеспечивая благую участь, ради которой Бог сотворил нас во Христе.
Поэтому Год веры для посвященной Богу жизни – привилегированная возможность обрести заново сердце собственного призвания: встреча со Христом как с живой Личностью, а не с событием прошлого. Лишь подлинный опыт веры в состоянии ответить на вопросы, поставленные нашей эпохой перед христианством.
Посвященная Богу жизнь в истории Церкви всегда была хранилищем и память о встрече со Христом, школой духовной жизни, где нас вводят в новые отношения с самими собой, с вещами и, наконец, с Богом; школой, где наше сердце обретаем мир и безграничную радость.
Свидетельство как возвещение
«О вере, исповедуемой и литургически празднуемой, следует свидетельствовать жизнью» (п. 9).
На самом деле, посвященная Богу жизнь, сама по себе является Confessio Trinitatis (ср. VC, Первая часть). Благодаря этому мы понимаем, почему великие святые и основатели Институтов посвященной Богу жизни были, в первую очередь, верующими людьми, свидетелями веры, нередко – даже выдающимися защитниками подлинной веры. Они открыли современность Христа собственной жизни и признали его Господом своего существования. Они свидетельствовали о вере с помощью жизни, словом и делом.
В связи с этим вновь прислушаемся к свежести призыва, обращенного блаженным Иоанном Павлом II к лицам, посвятившим себя Богу: «Мир и Церковь ищут подлинных свидетелей Христа. А посвященная Богу жизнь есть дар, который предлагает Бог для того, чтобы перед взором каждого предстало “только одно нужное” (ср. Лк 10, 42). Нести свидетельство о Христе своей жизнью, делами и словами — это особая миссия посвященной Богу жизни в Церкви и мире. Вы знаете Того, в Кого уверовали (ср. 2 Тим 1, 12): дайте Ему все!» (Vita Consecrata 109).
Переживать лично и в общине следование за Христом целомудренным, бедным и послушным – значит, давать свидетельство и возвещать основополагающее событие нашей веры: воплощении Иисуса Христа, Сына Божия, Его смерть и Его воскресение. В этом смысле сама форма посвящения, стремящаяся, насколько возможно репродуцировать в себе черты человеческой природы Христа, указывает миру на первенство веры и возвещает его!
Храня это основание нужно помнить о решающей важности посвященной Богу жизни в форме созерцания. Она защищает тайну веры через существование, определяемое слушанием Слова, совершением таинства, молитвой, братской жизнью в общине при постоянном стремлении к совершенной любви. Созерцательная жизнь представляет свидетельство и первое возвещение веры в ее простейшей и радикальной форме. Поэтому Церковь ждет живого участия в созерцательной жизни в разных формах живого возвещения Евангелия.
Возвещение для посвященной Богу жизни, сегодня
Посвященная Богу жизнь призвана определять свою обязанность возвещать веру. На разных этапах, как учит нас история, евангелизация и передача веры в различных культурах происходила при решающем вкладе лиц, посвятивших себя Богу (Instr.Lab. Sinodo 2012, 114).
Насколько вы согласны быть вестниками Евангелия и наставниками в вере сегодня, в вашей культурной и политической обстановке? Чтобы стать достоверными и действенными вестниками Евангелия, следует развивать в себе отзывчивость, соответствующую условиям времени. Уметь заново открыть в собственном духовном наследии элементы, позволяющие показать всем красоту следования за Христом.
В этом смысле нужно взращивать готовность отказаться, если нужно, от тех форм присутствия, которые «больше не возвещают» в окружающих вас условиях, в пользу динамики присутствия, позволяющего свету веры проникнуть в проблемы повседневной жизни, терзающих современного человека в этой бескрайней стране: «отказаться от уверенности уже известного, чтобы погрузиться в незнакомые им сферы и виды деятельности» (Ripartire da Cristo, 36). Если трагедия Церкви нашего времени заключается в разобщении веры и жизни, значит, задача именно лиц, посвятивших себя Богу, продемонстрировать способность веры формировать жизнь, делая ее более истинной и человечной. Коль скоро, естественно, от христиан-мирян требуется взяться особым образом за возложенные на них обязанности, то задача посвященных Богу мужчин и женщин — продемонстрировать, как следование за Христом во всей своей целостности способно сообщить жизни человека решающее направление и горизонты, может возвещать Евангелие. В перспективе этого можно воспринимать сферы, где традиционно главными действующими лицами были члены институтов посвященной жизни. В первую очередь, это – сферы, позволяющие встречаться с человеком в его повседневной жизни, там, где возникают проблемы и вопросы, самые жгучие для сердца человека. Именно здесь, в повседневной жизни необходимо свидетельствовать о преображающем качестве веры[4].
С этой точки зрения следует бороться со сведением веры до уровня исключительно частного или сентиментального явления, демонстрируя, напротив, ее способность позитивно влиять на такие фундаментальные сферы жизни человека, как чувства, работа, социальная жизни и культура.
Ко всему этому добавляются новые ареопаги свидетельства о вере, как напомнили нам недавние документы учительства (VitaConsecrata 96-99; Ripartire da Cristo, 33-45), например, присутствие в мире культуры, новые коммуникационные системы, во всем этом требуется быть подлинными свидетелями веры.
С позиций свидетельства о вере могут быть осмыслены безграничные сферы межрелигиозного, экуменического диалога и диалога со всеми людьми, искренне ищущими истину.
Призыв
Итак, время пробудиться ото сна, отказаться от капитуляции. Время заново открыть ваше призвание в первенстве Бога, в особой связи со Христом, воспринимаемой в радикальном стиле Евангелия, в вере.
Без страха заново обозначайте, хотя ваша численность статистически малая, идентичность, имеющую вкус соли и смиренную силу закваски. Идентичность, которая должна быть сиянием великолепного света истины, сияющего на Лике Христа. «Нонеобычайный опыт света, исходящего от Воплощенного Слова, несомненно, творит тех, кто призван к жизни, посвященной Богу. Следование евангельским советам делает их своего рода знамением и пророчеством для братской общины и для мира» (VC 15).
И да поможет вам на этом пути веры Мария – Theotokos – Богородица, исполненная благодати, Дева добровольного и могущественного согласия!
Перевод с итальянского языка
[1] Бенедикт XVI, Проповедь на вечерне праздника Сретения Господня, 2 февраля 2012 г.
[2] См., например, Августин, De Verginitate, 2.2; Гомилия 192,2; Гомилия 291,5.
[3] См. Бенедикт XVI, Встреча с представителями совета Евангелической Церкви Германии, 23 сентября 2011 г.
[4] Среди сфер, наиболее значимых для свидетельства, вспомним, в первую очередь, связанные с миром воспитания благой жизни по Евангелию, проявляющему способность формировать человека согласно Богу. Блаженный Иоанн Павел II на сей счет утверждает в апостольском обращении Vita Consecrata следующее: «С деликатным уважением, соединенным с миссионерской смелостью, посвященные Богу мужчины и женщины должны являть, что вера в Иисуса Христа просвещает все дело воспитания, не умаляя, но скорее утверждая и возвышая сами человеческие ценности. Таким образом они становятся свидетелями и орудиями силы Воплощения и силы Святого Духа» (VC 97).
Еще одна огромная сфера касается дел милосердия, в чем выражается близость к нуждающимся и страдающим, к старым и новым формам бедности (VC 82-83). Как известно, процессы глобализации, хотя и способствуют облегчению контактов между людьми, тем не менее, не устанавливают между ними глубокой связи и не дают ощущать себя братьями (Caritas in Veritate, 19). Необходимо проявлять солидарность, рождающуюся из веры и способную, через сопричастность нужде, принимать другого, удовлетворяя его желание быть любимым и принимаемым в своем собственном достоинстве.